Сквозь Выстрел

Ниженaписанное находится в стадии доработки.

Техника выполнения выстрела. Соревнования.

Стрелок начинает предварительное обустройство выстрела, разместив стопы на ширине плеч параллельно, либо близко к параллельному друг другу.Затем уделяет внимание вертикальному положению тела. При высоком нервном напряжении во время дуэлей (бывает и так, что голова идёт кругом) чтобы определить своё исходно – вертикальное положение, можно, качнувшись корпусом к пальцам ног, чуть оторвать пятки от земли и опуститься на них обратно, стукнув о землю всем весом тела. Сразу выстроятся над щиколотками ног ‘в стопку’ – коленные суставы, над ними – суставы бёдер, на прямом позвоночнике над суставами бёдер – плечевые суставы и строго посредине – голов

aa

.Затем – глубокий вдох, свободный выдох со взглядом на пальцы, сворачивающиеся на тетиве в крюк. Потом – дыхание произвольное (или животом или грудью – у каждого своё) – зависит от степени волнения, но важно – не глубокое, чтобы не допустить гипервинтеляции.

Затем – взгляд на кисть на луке – обустройство её точки упора в рукоятку с выдвиганием ‘лучной’ руки на всю её длину.

Взгляд на проекцию тетивы относительно средины лука с соответствующим для этого разворотом головы – в положение близкое ‘лицом к лицу’ с плоскостями плеч лука
– и затем – фиксация положения кистей растяжкой лука на четверть его силы натяжения при помощи единого движения всей тянущей руки, сдвигающее низ лопатки этой руки к позвоночнику.
Разворот головы для взгляда на тетиву с проекцией на стредине лука, фактически начинает построени
e
опорной базы выстрела.
Стрелок делает наклон всем корпусом к носкам ступней ног, покидая только что проверенное им исходно – вертикальное положение. Его корпус приобретает наклон, сравнимый со знаменитым наклоном Пизанской башни.

Затем взгляд на флажoк над мишенью.

***
Подробнее…
о ‘голова идёт кругом’ (о мандраже).
Стрелок с самого начала быстро понял, что от точности его движений зависит качество попаданий в мишень.
С мишенью тоже всё было ясно – удаленность и размер её от выстрела к выстрелу не меняются.
Почти сразу пришло заключение – если я буду точно двигаться, как это надо для попадания в 10-ку, а я уже знаю как, то на дистанции, попав все 10-ки, смогу составить приличную конкуренцию!

Так, когда там первые соревнования?

На первых же соревнованиях обнаружилось, что все эти люди вокруг почему-то ужасно волнуют и потом, оказалось что хочется попасть результат больше, чем – конкретно: Таня, Саша или даже Гена. Стало вдруг трудно с ними разговаривать, неловко смотреть в глаза и подумалось о том, что лучше бы их здесь небыло.

Точные движения cтало делать сложнее.

Помог первый тренер, объяснив стрелку – люди с луками вокруг нужны, что бы колличество очков, которое он попадал на тренировках, былo официально утверждeнo – самим в себе и вообще. Ведь это может быть новый рекорд поля, страны, мира или, что самое важно для стрелка на сегодня – его официальный личный рекорд.
Время, потраченное на тренировки без участия в соревнованиях – пустое времяпровождение, так себе …‘куда-нибудь деть вечерок’с, а этот вечерок – ведь тож
e
жизнь и её лучше жить качественно, в нашем случае – с результатом.
Вот и получается, что стрелки, кто потрудился сегодня быть здесь, стреляют не только для себя, а оказывается еще и для официального утверждения результата его тренировок, то есть – для него. Стрелку надо-бы быть им благодарным за присутсвие.
… с Таней, Сашей и Геной
c
тало легче разговаривать.
Прозвучало также напоминание: чтобы попадать как на тренировках – нужно продолжать двигаться, как на тренировках: ‘Представь себе свой зал или поле, где тренируешься – вот, …так и стреляй будто ты там.
Если правильно двигаться, получиться если не 10, то 9, что тоже хорошо.
Смогут-ли в это время так же двигаться более опытные Таня, Саша или даже Гена, станет ясно в конце соревнований. Заранее выяснять это, не совсем логично – отвлекает от главного’.
Теперь, при взгляде на них, у стрелка в глазах появилось любопытство и даже какой-то задор.
Стрелку стало понятным следующее:

– теория Всех Десяток, действительно имеет смысл, несмотря на то, что сегодня он их попал …одну;
– этой теории, исходя из конкретного личного рекорда, а не вообще: желания обстрелять, победить или даже достичь;
– все другие люди с луками, это не противники,
a скорее – его коллеги
в вопросах изучения точности движений.
Так, когда там следующие соревнования?


С этого дня он станет учиться не позволять своему вниманию отрываться от последовательности движений и потом, не срываться вслед за стрелой, а оставлять своё внимание на мышечном тонусе после выстрела.

Он станет постепенно идти вверх по ступеням личных рекордов, которые иногда будут ‘совпадать’ даже с рекордами мира и огорчаться (не вслух, конечно), если получилось выиграть турнир без высокого результата.
Также не будет забывать поблагодарить всех, кто стреляет с ним на этом поле (про себя, конечно).
Точно двигаться ему будет помогать адреналин естественного мандража на соревнованиях. Ведь собрать убедительную коллекцию титулов, достаточную, чтобы оправдать перед домашними своё всегдашнее отсутствие ‘по работе’, задача не простая, но …очень увлекательная.
***


Стрелок переводит взгляд с флажка на щите в предполагаемый район прицеливания и ‘уходит’ вниманием на стопы ног

. Ноги.

1. Стрелок наклоняет своё тело вперёд, как бы покачнувшись от мягкого толчка в спину. Наклон происходит до первого ощущения возникновения напряжения в пальцах ног. ‘Включением’ пальцев ног стрелок фиксирует своё тело в его новом вертикальном положении.
Наклон, активируя мышцы стоп, при высоком давлении психологического пресса соревнований, предотвращает возможность неподконтрольных отколонений корпуса (вперёд-назад) во время выпуска.
Увеличивает сопротивляемость положения тела при неожиданном порыве ветра – особенно ценно, когда выстрел уже не может быть отложен из за лимита времени.
Кроме того даёт возможность разместить голову в вертикальной плоскости лука – занять положение ‘за тетивой’ (сначала – лук, на средине его – тетива, за ней – мест
o
‘парковки’ тетивы на лице);
– создаёт пространство под челюстью для последующей затем ‘парковки’ тетивы, но уже в горизонтальной линии выстрела.

2. Включив в работу пальцы на ногах, стрелок чуть разводит стопы ног – пятки вместе, носки врозь. Движение это настолько мало, что происходит внутри спорт обуви, не сдвигая обувь с места. При помощи этого движения он задействует практически все группы мышц ног, включая ягодичные. Равномерное распределение мышечного напряжения мышц защищает коленный сустав стрелка от нежелательного попадания в замок и как следствие этого – перенапряжения в коленном суставе.
Разведение стоп помогает стрелку продолжать фиксировать своё тело в вертикальном положении, предотвращая отклонения, но уже в лево – право.С движением стоп внимание стрелка ‘летит’ вверх, как бы сканируя готовность ног, вместе со взлетающим по спирали мышечным тонусом. При этом чувство такое, что ноги ввинчиваются в грунт.
Он продолжает смотреть на флажок и мишень.

Стрелок выбрал место прицеливания и, не отрывая от него взгляда, готовится поднять туда лук, ‘гоня’ фокусом своего внимания мышечный тонус вверх, от ног к животу.

Живот.
3. Стрелок несильно напрягает мышцы  живота – пресса как бы желая ощутить, что они есть. Стрелок произвёл разведение стоп для подключения в работу всех групп мышц ног, включая ягодичные. Ягодичные плюс мышцы пресса составляют сцепку ‘верха’ с ‘низом’. При этом  позвоночник получает дополнительную поддержку при стрельбе на длинные дистанции а так же помогает предотвратить нежелательное движение груди вверх при дальнейшем натяжении лука.*

** Подробнее…** Подробнее…

об именно таком построении опоры выстрела.
Разворотом стоп и последующим за ним подключением мышц живота стрелок добивается единства нижней и средней части опоры выстрела – от пяток до груди – способом, который легко повторить из выстрела в выстрел.
От этого, в свою очередь, быстро подключается в работу – срабатывает – ассоциативное мышление, создавая в сознании стрелка предметный образ например, доски или планки, закрепляя с ним простоту воспроизведения ощущения монолитности и надёжности данного элемента техники.
Это, в свою очередь, повышает обще-техническую выносливость выстрела, сокращая общее время его построения. (
Dopisat
’….О наличие подобных ассоциаций у стрелка, природе их возникновения, их роли в выстреле и обращению с ними в течении соревновательного сезона).
***


После включения к опоре выстрела мышц живота, дыхание становится поверхностным – грудью.
Стрелок, оставив на ногах и животе ‘слой’ внимания в виде ощущения наполненности тонусностью их мышечной задейсвованности, ‘прыгает’ теперь фокусом своего внимания на третью составляющую опоры – руку, упирающуюся в лук, а точнее – на кисть, занявшую своё место в глубокой части накладки на луке.К мышечному тонусу ног и живота стрелок добавляет  последнюю часть опоры выстрела – мышечный тонус руки, упирающейся в лук.


’Лучная’ рука – рука, упирающаяся в лук
.
4. Стрелок создаёт лёгкое давление кисти на рукоять лука. После этого силу давления кисти на рукоятку лука не меняет.


*** Подробнее… о тонусности кисти на луке и пальцах на тетиве; как стабилизировать давление кисти на рукоятку лука.

Представьте: во время выстрела под кистью лучной руки меняется плотность рукоятки… или под пальцами тянущей руки тетива, меняя свою плотность, становится на доли миллиметра длиннее или короче. Да, лучше не надо.

Поэтому, неизменность плотности мышечного напряжения кисти на рукоятке лука и крюка пальцев на тетиве важна точно так же, как и плотность самой рукоятки и тетивы.

Кроме того, стабильность в напряжении кисти на рукоятке лука и крюка пальцев на тетиве имеет взаимную зависимость, которая может доставлять порядочные хлопоты.

Проявляется их взаимозависимость таким образом:
– пальцы на тетиве, ослабившие свою тонусность на щелчок кликера, заставляют кисть на лук
e до-талкивать рукоятку лука вперёд, до-давая тетиве недоданное ей пальцами направление для срыва в исходное положение. (Обычно к этому подключается вся ‘лучная’ рука и получается другой спорт – ‘метание спортсменом стрелы при помощи лука’);
кисть, потерявшая тонусность упора в рукоятку, затрудняет своевременный сход крюка пальцев с тетивы, позволяя луку приблизиться к ‘парковке’ тетивы на лице, удлиняя этим путь протяжки за кликер.Нежелательный спад в тонусе давления кисти на рукоятку во время выпуска может произойти от преждевременного отпускания тонуса всей лучной руки, выражающимся в возврате локтя из положения ‘разворот от тетивы’ – получаются отрывы стрел по вертикали. Возврат локтя может увидеть только тренер – со стороны, т.к. стрелок в это время занят прицеливанием, доцеливанием, попаданием, в общем – очень занят выстрелом, пропуская своевременное и качественное включение ‘лучной’ руки в опору выстрела.

Нежелательная потеря тонусности крюка пальцев на тетиве во время выпуска происходит редко и зависит от ментального аспекта выстрела.
Место соприкосновения с луком на кисти и давление кисти этим местом на рукоятку лука легко меняемы. Увеличить их стабильность поможет следующее.
Если продлить лучевую кость предплечья (- radius, которая со стороны большого пальца) так, чтобы она ощутилась на ладони, находящейся на луке, то точка упора кисти в лук будет находится либо в этой точке, либо чуть выше.
Таким образом стрелок ‘мест

o’ соприкосновения кисти с луком минимализирует до ‘точки’ соприкосновения кисти с луком, уменьшая этим в своём сознании вероятность/вариативность отклонений.
Стабилизировать мышечный тонус давления кисти этой точкой в лук поможет полное расслабление пальцев кисти.
Таким образом стрелок добивается ощущения того, что максимальная длина ‘лучной’ руки заканчивается продлённой своей лучевой костью на точке упора в лук. Всё остальное вокруг этой точки расслаблено – стрелком не ощущается, а значит – не существует на данный момент для его сознания.

***
5.

Одним синхронным движением разворачивает предплечья обеих рук (части рук от кисти до локтя) Одним синхронным движением разворачивает предплечья обеих рук (части рук от кисти до локтя)

: ‘лучной’ руки – в направлении от тетивы, тянущей руки – в направлении к тетиве.

*** Подробнее… о том, что при этом происходит.
При скручивающ
e
м, спиральном движении предплечья ‘лучной ‘ руки происходит следующее:
– закрепляется ‘тонусная сцепка’ предплечья и кисти с упором в лук;
– убирается локоть с пути прохождения тетивы, предотвращая удар тетивы по локтю;
– задействуются все группы мышц лучной руки, что увеличивает её эффективность как части опоры выстрела.
Например: довернув локоть чуть больше, чем это надо для просто – предотвращения удара по нему тетивой – стрелок полностью задействует трицепс, участие которого незаменимо в стабилизации ‘лучной’ руки на протяжении всего выстрела, особенно во время выпуска и после него.

***


При одноврененном развороте предплечий, фокус внимания стрелка ‘пролетает’ вверх по рукам вместе с синхронно взлетающим по спирали мышечным тонусом – от кистей обеих рук дальше – через локти – до плеч.
В этот момент, особенно при выдохе, стрелок чувствует плечи в их обоюдной удалённости друг от друга – между упором в лук ‘лучной’ руки и локтем руки тянущей, ‘прикреплённым’ к низу лопатки.
Чувствует максимальную длину ‘лучной’ руки и ‘соскальзывает’ фокусом внимания в точку упора на лук. Точка упора в лук сейчас будет поднята – вместе с прицелом на луке – в точку прицеливания. В сознании стрелка, точка упора в лук неотделима от мушки прицела в точк
e
прицеливания – стрелок давит мушкой прицела. Таким образом плотность опоры выстрела – ног, живота, ‘лучной’ руки – стабилизирует прицел на мишени.

Стрелок делает свой ‘боевой’ вдох (глубина вдоха обычная). Продолжа
eт смотреть в выбранную им точку прицеливания, удерживая в сознании образ того, как будет стрелять.

*** Подробнее… о положении плеч стрелка.
Ширина плеч – параметр стабильный – первая из исходных элементов выстрела, служащих в построении выстрела своего рода ориентирами, отправными пунктами.
Начав стрелять из лука, стрелок получил информацию от тренера о необходимости научится ощущать свои плечи, их ширину и положение во время практики стрельбы из лука, а также и в быту (одно из первых домашних заданий). В быту – когда он находится вне дома, или просто во время разговора – время от времени ощущать или они не подтянуты к затылку,
e
сли подтянуты – опускать, мышцы шеи – раскрепощать, поведя головой. На тенировке, перед выстрелом – подтянуть плечи вверх и отпустить, расслабив поднявшие их мышцы.
Стабильность параметров отправных компонентов выстрел
a являютe
ся базой стабильности в технической выносливости выстрела, стабильности в психической выносливости стрелка, стабильности в результатах попаданий, роста психологической готовности к соревнованиям.
К ним относятся:
– ширина плеч и высота их естественного положения;

длина шеи;
– длина ‘лучной’ руки, упирающейся в лук;
– средина лука для про
e
кции тетивы;
– первый сгиб фаланг пальцев – отправной ориентир для глубины крюка пальцев на тетиве;
– визуальный контроль оставляемой под кликером величины стрелы;
– единое направление для всей работы тянущей руки с силой натяжения лука.
***

66. Cтрелок, находясь взглядом в точке прицеливания, а фокусом внимания – в крайней точке ‘лучной’ руки – точке упора, растягивает лук, относительно точки упора в рукоятку, с четверти силы натяжения – на его половину. Со стороны видно: крюк пальцев на тетиве тянущей руки находится напротив плечевого сустава руки ‘лучной’, по выстоте – чуть выше.
Растянул лук на половину силы его натяжения всеми мышцами тянущей руки и спины, активированными при развороте предплечий. Плечевой сустав остался при этом на своей етестевенной высоте, а низ лопатки придвинулся еще ближе к позвоночнику.

7. Не позволяя рукоятке лука приблизиться к себе
ни на миллиметр, поднимает наполовину растянутый лук в точку прицеливания, используя для этого максимальную длину ‘лучной’ руки плюс максимальную ширину своих плеч.


*
** Подробнее… обо всём этом.
При полу- растянутом состоянии лука, его физический вес теряется. Стрелок поднимает лук в точку прицеливания, ощущая силу его натяжения, а не вес его рукоятки и амортизаторов. Это позволяет плечевому суставу ‘лучной’ руки остаться в своём естественном положении – оптимальном для выстрела и не допустить ‘перекоса’ в верхней части корпуса. Но перекос этот может возникнуть и по другим причинам.

Стреляя на 18 м, а потом стразу – на 70-т, легко ощутить разницу в положении верхней части корпуса относитльно бёдер.
Так вот, для обеспечения угла стрельбы на на длинных дистанциях, стрелок использует наклон верхней части тела (от щита) – в поясничном отделе позвоночника, а не изгибает позвоночник в грудном его отделе.
От изгиба позвоночника в грудном отделе, точка, определяющая баланс противоположно направленных сил/усилий – между упором в лук ‘лучной’ руки и локтем тянущей руки, съезжает в сторону (от щита) вместе с плечами и головой. Это ведёт к уменьшению общей стабильности ‘лучной’ руки, её упора в лук, а значит – снижению устойчивости прицела. Кроме того, появляется ощущение того, что… некуда тянуть, протяжка ‘за кликер’ становится проблематичной.

Нежелательный изгиб позвоночника в грудном отделе стрелок может про-чувствовать увеличением расстояния между рёбрами со стороны ‘лучной’ руки. Почувствовать это самому получается далеко не сразу. Здесь очень нужен ‘взгляд со стороны’ – тренер.
Стрелок начинает чувствовать дискомфорт в положении головы, появляется тенденция к задержке момента выпуска, мах/отмах ‘лучной’ рукой после него.
У стрелка возникают сомнения, неуверенность, падает уровень психологической готовности к соревнованиям. На соревнования появляются ‘откладывания’ выстрелов.
Бодрость духа (ментальная составляющая выстрела) в такое время начинает тонуть в потерявшей свою плотность мотивации участия в соревнованиях, растворяться в сомнениях на тему занятия спортом вообще.

Изгиб позвоночника в грудном отделе, а с ним нарушение баланса в горизонтальной линии выстрела может появиться из за:Изгиб позвоночника в грудном отделе, а с ним нарушение баланса в горизонтальной линии выстрела может появиться из за:

– ошибки в стойке при стрельбе на длинных дистанциях;
– подъёме лука без предварительного растяжения его на половину силы натяжения;
– от постепенного приближения плечевого сустава лучной руки к шее из за продолжительного ‘несоблюдения’ максимальной длины ‘лучной’ руки;
– переход
a
на более длинные стрелы;
– переход
a
на более тяжелый лук.****** Подъёмом руки в место прицеливания, стрелок завершает построение опорной части выстрела.
Создав опору выстрел

y из мышечного тонуса ног, живота и лучной руки, cy из мышечного тонуса ног, живота и лучной руки, c

трелок начинает сам выстрел:
– уточнение окончательного положения головы относительно проекции тетивы на луке;
– ‘парковка’ тетивы на лице с помещением локтя, ‘прикреплённого’ к низу лопатки, в конец горизонтальной линии выстрела;
– визуальный контроль остатка стрелы под кликером для конкретизации величины предстоящего мышечного усилия протяжки ‘за кликер’;
– доцеливание с протягиванием стрелы на тетиве ‘за кликер’ и после прохождения кликера,
– стаскивание крюка пальцев с тетивы локтем, стянутым с конца горизонтальной линии в сторону спины, мышцами всей тянущей руки.
Во время работы тянущей руки – с направляющими её работу, мышцами спины внизу лопатки – в стойке стрелка ничего не меняется. Ноги, живот и ‘лучная’ рука продолжают служить опорой, относительно которой происходит растягивание лука, протяжка ‘за кликер’ и стаскивание крюка пальцев с тетивы.
***

2 comments to Сквозь Выстрел

Leave a Reply